Возьму твою боль, часть 2

главный инженер, не то что хохотать - улыбаться перестали над невероятными Яшкиными комбинациями. Теперь часто сами ходили на поклон к «рабочкому».У Качанка был добрый характер: он никому не отказывал в просьбах, если это шло на пользу совхозу. Частные просьбы Яков Матвеевич игнорировал и весь свой пропагандистский пафос направлял против «современного окулачивания». Астапович уже три года на каждом совещании доказывал, что руководить по-старому нельзя, не то время, не те масштабы. Все старались руководить по-новому. Но почему-то считали, что без АСУ все новое — не новое, только по форме подправленное старое. С приближением ввода крупнейшего комплекса идея АСУ овладела не одним только Астаповичем. Директор, раньше редко подгонявший события и время, теперь как бы боялся опоздать, отстать. Но если комплекс был внесен в Госплан и имел полное материальное обеспечение, строительство его вел мощный по своим техническим средствам трест, то все то, что пока в документах не называлось громкой аббревиатурой АСУ, а скромно — «реконструкция узла связи» (есть тут хитрость, известная как хозяйственникам, так и финансовым контролерам), записано было разве только в соцобязательства, под что не дают ни фондов, ни лимитов; взялся — выполняй как умеешь. Но раз идея не была пустой фантазией (даже у Астаповича появлялись идеи, повисавшие, как говорится, в воздухе, и он в таком случае старался поскорее забыть о них), она объединяла и вела людей. Не все, конечно, хорошо представляли, что такое АСУ вообще, и в частности — в хозяйстве, занимающемся выращиванием мяса. Но не только инженеры и агрономы, и рабочие понимали, что иметь налаженную связь — всегда хорошо. Как на войне. Да и основная работа была сделана, наиболее дефицитные материалы выбил сам Астапович Но была у него одна слабость: когда дело двигалось к концу, он как бы остывал к нему, видимо начинал жить новой идеей. Завершение же начатого полностью возлагал на помощников.Узлом связи занимался Яков Качанок, жил им так, бУДто от того, какая будет эта АСУ, зависела его судьба, карьера. О том, что настоящая автоматическая система Может сделать ненужной значительную часть его деятельности, он не думал.Правдами — только правдами! — хотя и без лимитов был сделан проект, добыто все, что стоило немалых денег. Задержка вышла из-за «мелочи» (по мнению неосведомленных, кто важность аппаратуры измеряет ее ценой) — из-за каких-то реле, название которых обозначалось двумя буквами и пятью цифрами, потому запомнить его не могли даже специалисты. Яшка Качанок поклялся, что он будет не он и уйдет со своей высокой должности в пастухи — «быкам хвосты крутить», если не достанет эти злосчастные реле.В обычные дни, когда не было неуправки, как в жатву, диспетчер оставляла одну машину при себе, на всякий случай, в большом хозяйстве непредвиденные, незапланированные перевозки появлялись чуть ли не ежечасно. То нужно перевезти людей, а автобус в дальнем рейсе, то неожиданно пришел груз на станцию, и вагоны необходимо быстрее разгрузить, чтобы не платить за простой, то авария на линии электропередачи, то у кого-то личная срочная надобность в машине. Да мало ли что бывает! Семь тысяч гектаров земли. Две тысячи людей.Иван не любил этих дежурств: безучетная работа, а еще хуже — часами приходится томиться на машинном дворе в ожидании какой-то нужной, но мизерной перевозки — со склада на ферму, рейсы в два километра. А то, бывает, набирается таких рейсов десятки, дергают без конца, и под вечер возвращаешься домой с нерадостным ощущением, что мало полезного сделал за день. Другое дело поездки дальние или основательные перевозки — десятки, сотни тонн зерна, удобрений, травы на сенаж, тут есть где развернуться со всем своим умением, поработать не только руками и ногами, но и головой.